Третья волна

Своеобразный эксперимент устроил учитель истории Рой Джонс, когда один из старшеклассников удивился тому, что рядовые жители Германии не видели зверств третьего рейха. На освещение этого вопроса Джонс решил потратить учебную неделю.


Сила в дисциплине

В первый день была прочитана лекция о силе дисциплины. О спортсменах, художниках и ученых, которые достигают настоящих успехов только благодаря самоконтролю и воле. Преподаватель, до этого поощрявший самостоятельность и свободную обстановку, приказал классу сидеть в другой позе. Объяснив, что такое положение тела помогает сосредоточиться и укрепляет волю. "Ну вот, разве вам не легче дышится? Вы более собранны. Ведь так вам лучше?".
Тренировки продолжались до тех пор, пока класс не научился заходить в аудиторию и занимать нужное положение за пять секунд. Ученики быстро привыкли к новому кодексу поведения и Джонс пошел дальше. Были введены новые правила: по звонку ученики должны были сидеть в позе «смирно», все должны были приносить карандаши и бумагу для конспектов, обращаясь к учителю ученик долен стоять рядом с партой, любое обращение к учителю должно начинаться со слов «Мистер Джонс». Ответы должны быть четкими и краткими. Форма ответа стала важнее его содержания. Активность класса резко повысилась, в процессе стал принимать участие весь класс. Постепенно повысилось качество ответов.
Авторитарная обстановка при обучении оказалась очень плодотворной, и учитель всерьез задумался об изменении своих представлений о педагогике.


СИЛА В ОБЩНОСТИ

На второй день Джонс обнаружил, что весь класс уже сидит в положении «смирно». Большинство учеников были серьёзны, сосредоточены, напряжены и целеустремленны. Вопросов ни у кого не возникло. Рой был удивлен такому эффекту и стал подумывать о досрочном прекращении эксперимента. Тем не менее была прочитана «проповедь» о ценности общества, о связи между людьми в совместной борьбе и труде. О принадлежности к чему-то большему.
Для переживания чувства общности двум ученикам было приказано встать и произнести девиз "Сила в дисциплине, сила в общности". Затем к ним присоединялась следующая пара до тех пор, пока девиз не начал скандировать весь класс. Скандирование продолжалось весь урок, и ученики почувствовали силу принадлежности к группе, общему делу. Джонсу, как и классу, понравилось единообразие совместных действий. Рой не только руководил группой, но и сам стал подчиняться её диктату.
К концу урока было создано приветствие для учеников класса – салют Третьей волны. Изогнутая в кисти правая рука поднималась к правому плечу, напоминая гребень волны. По звонку Джонс отдал салют и класс без команды отсалютовал в ответ.
В следующие дни ученики класса самостоятельно использовали между собой новое приветствие. Это привлекло внимание к эксперименту, многие ребята из других классов захотели присоединиться.


Сила в действии

На третий день ученикам были выданы членские билеты. Часть учеников ушла с других уроков, чтобы не пропустить собрание. В трех билетах были поставлены красные крестики – эти члены группы должны были сообщать о тех, кто не подчиняется введенным правилам. Затем была проведена лекция о том, что дисциплина и общность не имеют смысла без действия. О том, что надо верить в единомышленников и быть готовым на все, чтобы защитить членов группы.
После лекции ученики без приглашения стали выражать признательность и интересоваться, почему их не учат так все время. Не смотря на сложные требования, группа чувствовала себя комфортно, полностью выполняла и перевыполняла домашние задания. Успеваемость значительно повысилась.
Джонс решил выяснить, сделают ли учащиеся всё, что бы он не приказал? Каждому члену группы было дано особое задание: разработать проект знамени Третьей волны, блокировать доступ в комнату посторонних, запомнить все имена и адреса членов группы, обучить дисциплинарной позе двадцать детей из ближайшей начальной школы, собрать у всех адреса надежных друзей – кандидатов в члены Третьей волны и т.п.
Была создана процедура приема новых членов. После этого деятельность участников группы стала лихорадочной. Вся школа проявляла оживленное любопытство к эксперименту. Повар интересовался, какое печенье нужно для Третьей волны. Директор на педсовете отдал салют Третьей волны. Библиотекарь повесил над входом знамя группы с девизом об учебе. К концу дня в орден было принято более двухсот человек. Джонс был несколько напуган таким успехом, а также широким распространением добровольного доносительства.
Трое учеников-лидеров с высоким интеллектом стали вести себя как дети без способностей к учебе: действовали механически и по возможности держались в стороне. Обеспокоенный родитель одного из них, раввин, позвонил Джонсу. Джонс объяснил, что они просто изучают немецкий тип личности. Раввин был удовлетворен и спокойно принял ранее неприемлемые условия, став частью эксперимента.
Многие из учеников отнеслись к Третьей волне с полной серьезностью. Они требовали от других строгого соблюдения правил и запугивали несогласных. Один из малоспособных и непопулярных учеников стал добровольным телохранителем Джонса. Преданное служение Третьей волне дало ему возможность найти своё место в школе.


Сила в гордости

К четвертому дню Джонс был встревожен и стал готовиться к завершению эксперимента. Многие ученики перешли разумные границы. Сам Рой инстинктивно действовал как диктатор. Он имел добрые намерения и доказывал себе, какую пользу приносит такой опыт. Учитель входил в роль диктатора даже тогда, когда в этом не было необходимости. Джонс беспокоился за учеников и за себя.
Резко прекратить эксперимент было невозможно, потому что множество поверивших в идею и раскрывшихся эмоционально учеников остались бы сконфуженными, в «подвешенном» состоянии. Для ряда членов, вроде добровольного телохранителя, такое завершение могло стать катастрофой. Продолжать эксперимент так же было нельзя. События выходили из-под контроля. Один из родителей, бывший военнопленный, вечером разгромил класс. Ученики пропускали уроки, чтобы участвовать в движении. В школе начало действовать подобие «гестапо». Эксперимент разрастался со скоростью взрыва.
Джонс нашел неожиданное решение. Он прочитал лекцию о гордости. О том, что гордость нельзя отнять, и что быть гордым – это значит быть лучшим. По окончании лекции Рой Джонс спокойным, размеренным тоном объяснил, что за Третьей волной на самом деле стоит общенациональная программа, цель которой найти учеников, желающих бороться за политические изменения в стране. Что их занятия являлись подготовкой к настоящему делу. Что по всей стране формируются подобные молодежные отряды из лучших представителей нации, способных навести новый порядок. Что члены ордена – избранные, и от их чувства порядка, дисциплины, общности и гордости зависит будущее страны. Для придания серьезности словам троих сомневающихся учеников изолировали в другом помещении и приставили конвоиров. До оставшихся было донесено, что на следующий день, в полдень, состоится экстренный сбор только для участников Третьей волны. Ученики восприняли все всерьёз и с энтузиазмом.


Сила в понимании

В последний день в аудиторию набилось более двухсот членов Третьей волны. Представители различных школьных группировок стали единым целым. Некоторые из ребят взяли на себя функции репортеров и фотографов. Перед тем, как включить телевизор с якобы трансляцией национальной пресс-конференции, Джонс продемонстрировал «прессе» подготовку группы. Отдал салют и произнес девиз «Сила в дисциплине!» Орден автоматически и синхронно повторил приветствие лидера. Приветствие повторялось многократно, пока не дошло до оглушительных выкриков.
После был включен телевизор, по которому транслировалась проверочная таблица. Семь минут аудитория не могла поверить, что никакой конференции нет и продолжала упорно смотреть в экран.
Началось всеобщее замешательство. Тогда Джонс выключил телевизор и произнес речь:
«Слушайте внимательно. Я должен сказать вам нечто важное. Сядьте. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья волна. Вас использовали, вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже немецких фашистов, которых мы изучали.
Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь. О, вы, конечно, думаете про себя, что вы просто хотели поразвлечься, что вы могли в любой момент выйти из игры. Но к чему вы шли? Как далеко вы могли бы зайти? Давайте я покажу вам ваше будущее».
Джонс продемонстрировал фильм об истории Третьего рейха, с дисциплиной, маршами представителей высшей расы, ложью, лагерями смерти, судебными процессами, оправданиями «Я только делал свое дело, только и всего» и финальной надписью: «Каждый должен принять на себя вину. Никто не может заявить, что он никак в этом не участвовал».
Затем Джонс резюмировал опыт прошедшей недели, рассказав о том, что ученики попробовали, каково было жить в нацистской Германии. Что фашизм основан на вере в порочность людей, и необходимость сильного вождя и дисциплины для сохранения социального порядка. А также о том, что самооправдание допускает любые поступки. Потом он заверил учеников, что, если им удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из них никогда не признается в присутствии на последнем сборе Третьей волны. В их желании отказаться от личной свободы и воли ради «диктата порядка и невидимых вождей».
После этого были засвечены пленки и Третья волна перестала существовать. Расходясь, некоторые ученики плакали. Многие обнимались и утешали друг друга.
В течение последующих четырех лет Рой Джонс продолжал преподавать в этой же школе. Ученики вспоминали о Третьей волне, анализировали действия, но при этом никто ни разу не упомянул последний сбор.

Подробнее http://evolkov.net/soc.psychol/Third.Wave/Jones.R.Third.Wave.html
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Третья_волна_(эксперимент)
Мартын
Автор Мартын
07.11.2016 12:30:33
0
6
0
195
Комментировать публикацию
Мы в соцсетях
0

Немецкий кирпич в интерьере квартиры

0

Сланец рельефный в интерьере