• Главная -
  • Старооскольскую глиняную игрушку не пустили в Китай

Старооскольскую глиняную игрушку не пустили в Китай

Елена Светлая

Фото: предоставлено Натальей Никишиной.



В высокогорном китайском городе Лицзян прошли международный форум по сотрудничеству в области культурного наследия и международная же выставка народного искусства. Приглашение в Поднебесную получили и россияне. Представлять традиционные промыслы нашей страны отправились специалист государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова Татьяна Синельникова и директор старооскольского Дома ремёсел Наталья Никишина.


Москва – Лицзян


- В Китай я ехала уже во второй раз, – рассказала Наталья Николаевна. – Работа на подобных мероприятиях – большая ответственность. А случаи, когда мастера в последний момент отказывались от поездки, уже бывали. Несмотря на то, что принимающая сторона оплачивает практически всё – дорогу от Москвы, проживание в пятизвёздочном отеле и так далее (разве что визу самим оформлять понадобится)… Поэтому российские организаторы стараются приглашать тех, кто точно не подведёт…


3.jpg
Китайцы с удовольствием фотографировались с мастерицами из России.
Фото: предоставлено Натальей Никишиной.


Дорога в провинцию Юньнань, где находится конечная точка путешествия, оказалась долгой – 39 часов. Правда, большую часть времени заняло ожидание рейса в аэропорту Гуанчжоу, где у россиян была пересадка. Температура +26, высокая влажность… И всё же длительная пауза неприятной не оказалась.


Во-первых, очень удобным оказался современный аэропорт. Эскалаторы, лифты, пандусы, либо горизонтальные поверхности, тележки для багажа – и ни единой лестницы. Что, безусловно, очень удобно для пассажиров, путешествующих с немалым багажом.


Во-вторых, авиакомпания предоставила для ожидающих бесплатные трансфер, отель, питание… Так что, отдохнув в гостинице российские мастерицы отправились на прогулку по улицам китайского города. А единственно проблемой оказался заказ блюд: не предупредишь официанта заранее – и рискуешь превратиться в огнедышащего дракончика, настолько перчёная здесь «традиционная» еда.


А вот в Лицзяне, который расположен на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря, погода стояла иная. Солнце, безоблачное небо – но довольно прохладно, пальто не помешало.


20181115_132043.jpg
Крыши Лицзяна.
Фото: предоставлено Натальей Никишиной.


- Это небольшой городок с 800-летней историей – можно сказать, насквозь традиционно-китайский. Недаром он находится под защитой Юнеско. Мы поначалу думали: какая же здесь может быть выставка-продажа? Населения-то всего-ничего, – поделилась Наталья Никишина. – Но оказалось, что Лицзян – настоящая туристическая мекка, фестиваль проходил на центральной улице, где поток туристов не иссякал с утра до позднего вечера.


20181114_143109.jpg
На улице Лицзяна всегда много туристов.
Фото: предоставлено Натальей Никишиной.


Китайцы, по словам Натальи Никишиной, солнца боятся. Многие носят тёмные очки, шляпы с полями или кепки, а некоторые – ещё и маски, защищающие лицо от ярких лучей. Хотя в условиях высокогорья подобные меры могут быть и оправданы – это хорошо знают те, кому довелось отдыхать, например, на горнолыжных турбазах.





– Китайцы – потрясающие люди, приветливые и открытые, - говорит Наталья Никишина. – Даже те, кто по-русски знает всего несколько слов, старались подойти, поприветствовать, пожелать здоровья, счастья, поблагодарить… Может быть, конечно, сказалось то, что культурным наследием интересовались культурные люди, которые и вели себя соответственно


Особенно запомнилась посланницам из России одна встреча. К ним подошёл пожилой китаец и, показав пожелтевшую газету, рассказал, что много лет назад ему довелось побывать в Петербурге, и о его путешествии писали в местной прессе. А ещё он попросил передать письмо «великому президенту Путину» - несколько листов, исписанных каллиграфическим почерком. Правда, обратный адрес (на случай, если глава государства решит отправить ответ), мужчина так и не назвал…




2.jpg
Письмо для российского президента.
Фото: предоставлено Натальей Никишиной.


Традиции и современность


Значение подобных фестивалей для тех, кто хранит и возрождает народное творчество, переоценить трудно. Здесь и обмен опытом (где и как сохраняют преданья и ремёсла старины?), и новые (а точнее – старинные) иноземные техники… А всё это даёт свежие идеи и для дальнейшего творчества…


Наталья Никишина поделилась, что больше всего её впечатлили работы, представленные мастерами из Непала и Уганды. Она с восторгом рассказывает о «потрясающем африканском колорите» панно, ковров и тканей (домашнего ручного окрашивания) и об оригинальных деревянных игрушках (стилизованных животных или мифических существах южного континента).


Также большой интерес у россиянок вызвали экспозиции Ирана (ковры и не только), Малайзии, Латвии, Туркменистана… Любопытно: далеко не все экспонаты выставки оказались выполненными в традиционных народных техниках. Так, современные авторские работы были представлены на стендах Америки, Армении, Австралии…


кукла.jpg
Игрушка из Малайзии.
Фото: предоставлено Натальей Никишиной.


И нам есть чем похвалиться


Российская палатка ничем не уступала соседским. Во всяком случае, очередь из желающих полюбоваться на экспонаты и прикупить сувенир, не иссякала.


Наталья Никишина привезла в Китай изделия традиционных промыслов и ремёсел Белгородчины. Это рушники, женские тканые пояса, дорожки, ляпочихи, валяные мужские шапки и декоративные валенки, лоскутные панно, миниатюрную керамическую посуду, авторские куклы и глиняные миниатюрные куколки в традиционных костюмах Белгородской области.


6.jpg
Старооскольские изделия из глины интересовали жителей Поднебесной.
Фото: предоставлено Натальей Никишиной







А вот чего в Лицзян не взяли – так это старооскольскую глиняную игрушку. Увы, сегодня, после того, как наших барышень и лошадок признали уникальным видом народного творчества, право на выпуск и продажу традиционных фигурок, имеет лишь одна артель. Остальные мастера, вложившие немало души и сил в продвижение и развитие бренда, в исследование и освоение традиций, остались как бы за бортом. И им, случается, запрещают даже публиковать фото со своими изделиями, в том числе, изготовленными в то время, когда прикоснуться к древнему ремеслу мог любой желающий. Хорошо это или плохо, способствует популяризации нашей игрушки или наоборот – разговор отдельный. Однако из-за всех этих лицензионных сложностей китайцы и гости международной выставки традиционную старооскольскую глиняную игрушку так и не увидели (напомним, год с небольшим назад, когда запретов еще не было, старооскольские мастерицы представили игрушку гостям Летнего лагеря Шанхайской организации сотрудничества по нематериальному культурному наследию).




…К окончанию работы выставки тяжеленные сумки, которые Наталья Николаевна везла в Китай, практически опустели: туристы и местные жители раскупили всё, за исключением нескольких крупных (и довольно дорогих) экспонатов. Так что теперь в Поднебесной есть вполне себе вещественная память не просто о России – но и о Белгородчине.


— Впечатления о поездке остались самые замечательные, - говорит Наталья Никишина. - Мы много увидели, много услышали, много узнали. И с новыми силами продолжим творить!


Источник: http://oskol.city/news/culture/43244/



Moder
Автор Moder
23.11.2018 9:46:12
1
1
0
126
Алпей
Алпей 23.11.2018 11:40:38
С интересом прочитал статью. Рад что с поделками наших мастериц познакомились и оценили китайцы. Рад, что китайцы оказались радушными людьми!
Выделить Показать
0
0
0
Комментировать публикацию
Мы в соцсетях
0

Немецкий кирпич в интерьере квартиры

0

Сланец рельефный в интерьере