• Главная -
  • Рождественские Святки в Белгородской области: между Богом и...
Рождественские Святки в Белгородской области: между Богом и лукавым

Рождественские Святки длятся с Рождества до Крещения Господня. Мы расскажем, что рекомендуют делать служители Церкви и как гадали и колядовали предки в наших краях. Впрочем, кое-где эти обычаи живы и по сей день. Что выбрать в эти дни – духовную жизнь в служении Богу или гадания и ритуалы – читатель пусть решит сам.


Старый Новый год делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения – «страстными вечерами». Заканчивались зимние Святки Крещенским сочельником (18 января), водосвятием, святочными гаданиями.


Отношение Церкви к гаданию на Святки однозначно отрицательное. Впрочем, это касается и гадания в общем, без привязки ко времени.


– Cвяточные гадания, – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу – они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели – в обратном направлении, – цитирует издание «Православие и мир» диакона Андрея Кураева.


Как праздновать Святки, служители Церкви объясняют так:


– Проводить Святки за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь. А вот сходить в театр на хороший спектакль – вполне уместно. <…> Святки – это период духовной радости, а не плотской. Да, пост в еде заканчивается. Но святки – это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках, - приводит слова протоиерея Александра Ильяшенко упомянутое издание.


Редакция портала ни к чему не призывает, мы рассказываем, какие обычаи были в наших краях. Поэтому описанные ниже гадания и ритуалы предлагаем читателю оценивать в силу своих убеждений.


На Белгородчине зимние Святки – один из наиболее любимых и почитаемых праздников календарного цикла. Считалось: коли дни на зимние святки веселые и счастливые, то и год будет таким. А потому к ним готовились с особой тщательностью: хозяйки убирались в избах, к Рождеству готовили особую снедь: кутью, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, кишки (свиную домашнюю колбасу), окорок, блины, взвар (компот из сухофруктов), печиво («бабышки», «куличики» – маленькие булочки), медовые пряники, печенье в форме фигурок домашних животных, мясные пироги, караваи.


Поминовение усопших


Жжение во дворах костров «пурин» – один из распространённых обрядов. Он бытовал в нашем крае повсеместно и был связан с представлениями о возрождении солнца, началом нового солнечного года, а также с поминовением умерших. С осени селяне заготавливали отборную солому для такого костра. И чем жарче был огонь, тем большее уважение односельчан вызывал хозяин дома. Тепло огня должно было согреть родителей «на том свете, в их царстве небесном». Кое-где в Рождественский сочельник жгли навоз. Так «грели ноги усопшим».


Гадания


Наиболее пригодными для гадания считались Рождественский вечер (с 6 на 7 января), Щедрый вечер (с 13 на 14 января) и Крещенский (с 18 на 19 января). Гадать начинали за час до полуночи и несколько часов после неё.


В святочных гаданиях две главные темы: тема земли и урожая и тема личной жизни, брака, судьбы. Гадали как дома, так и вне его: в хозяйственных постройках, на улице, у колодца, на реке, на перекрестке дорог, за околицей.


Особым образом толковались различные звуковые определения – лай собаки, скрип полозьев саней, разговор в доме, шум в церкви и так далее. Так, по лаю собак определяли сторону, куда замуж идти. Подслушанное под церковными дверями в полночь духовное песнопение предвещало смерть, свадебные напевы – скорое замужество. Услышанный под окнами избы разговор хозяев также предполагал определенный смысл. Скажет хозяйка кому-либо из домочадцев: «Иди!» – добрый знак для девушки. Слово «сиди» означает, что в этом году девушку не засватают.


адания с подблюдными песнями


В Корочанском районе воду для гадания девки брали из трех колодцев в полночь и наливали в ступку, куда и складывали кольца или серьги, которые вынимались под разные песни. От того, под какие слова вынули украшение девушки, определялось толкования предречения для каждой. Например:


Иисус Христос
У ворот стоит,
Ой, ладо, ладо.
Со скотинкою,
Животинкою,
Ой, ладо, ладо.


(К богатому замужеству)


Образы песен, предвещающие брак и свадьбу, тесно перекликаются с символикой свадебных песен: кольцо, голубь, драгоценные камни. Например: «Катилось кольцо по бархату», «На макушечке два голубочка склонилися, поклонилися». Расставание, несчастливое замужество, брак со стариком предвещают образы песен, которые истолковываются однотипно: «Ой, листья шумят, разлететься хотят», «На печке сижу, заплатки плачу, еще посижу, еще поплачу», «Сидит воробей на колышке, глядит воробей на сторонушку». Слово в подблюдных гаданиях играло решающую роль, что сближало их с заговорами. Оно закрепляло спетое предсказание устойчивой формулой: «Кому вынется, тому сбудется, не минуется».


Гадания на сон грядущий


Множество гаданий было связано со сном. Например, девушки покупали чулки, надевали на ночь один чулок, приговаривая: «Суженый, приходи во сне чулок снимать!». Кто во сне выполнит это поручение – тот и жених. Или вот другое. Перед сном девушка клала под подушку расческу со словами: «Суженый, ряженый, приди и расчеши мне волосы». Если во сне видит, как мужчина расчесывает ей волосы, то быть ей в этом году замужем за тем человеком, который приснился. В общем, суть таких гаданий понятна: женихом считался тот, кто приснится девушке, выполняя данное перед сном поручение.


Пощёчина от образа суженного


Жительница из Красной Яруги рассказывала о гадании, которое надо было выполнить непременно в полночь в темной горнице на зеркале при свечах. Однако к такому способу гадания девушки прибегали крайне редко, ввиду боязни получить пощечину от «образа», увиденного в зеркале. До сих пор в селе бытует легенда о таком случае, причем эта «метка» оставалась с девушкой многие годы. Видимо, не случайно и бытование в регионе страшных баек, рассказов, легенд о ведьмах, колдуньях, старухах, владеющих черной магией, встреч с которыми селяне боялись и опасались ввиду их способности принимать образы животных и умерших. Для тех же, кому страшилки ни по чём, существует много типов ночных гаданий с зеркалами при свечах, например, следующее:


Начинают гадание в полночь, предварительно очертив себя магическим кругом – знаком защиты (чертили и мелом, и горящей лучиной, и свечой). Два зеркала ставят напротив друг друга по бокам от себя, перед ними зажигают свечи, а третье ставят позади. В боковые зеркала должно быть видно отражение из третьего зеркала, откуда и должен появиться позади гадающей суженый из зазеркалья. Ни в коем случае нельзя оборачиваться, а также слишком долго рассматривать фигуру в зеркале. Если видение пугающее, нужно сказать трижды: «Чур меня!» – и прекратить гадание, погасив свечи.


Гадание на будущее с чашками


Для гадания нужно несколько чашек (столько, сколько и людей, которые гадают). В чашки кладут кольцо, монету, хлеб, сахар, лук, соль, в одну чашку наливают немного воды. С закрытыми глазами, каждый из тех, кто гадает, по очереди, выбирает чашку.


Предсказания на будущее следующие: кольцо – к свадьбе; монета – к богатству; хлеб – к достатку; сахар – к веселью; лук – к слезам; соль – к несчастью, а чашка с водой – к жизни без особых изменений.


Колядование


Обход дворов на Святки совершался накануне Рождества, утром в день Рождества, вечером под Новый год и утром Нового года, сопровождаясь пением специальных песен – колядок или авсеней. Например:


По темным лесам, по широким лугам.
Приблудила ко двору, ко Иванову.
Иванушка, господин, ты повыйди-ка сюда.
Мы тебе подарим стольным городом.
Твоей жене бранку – поневку.
Твоей дочке – гарнитуровый платок.
Твоему сыну – коня с седлом.


(село Круглое Красненского района).


После исполнения колядок полагалось угощать колядующих. Считалось, что скупость хозяйки обернется против всей семьи, «в хозяйстве проку не будет». В случае недостаточного одаривания или отказа, например, в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии колядующие произносили угрозы и даже выполняли их, например, могли сломать ворота.


Не спасибо вам, хозяева,
На плохом подаянии.
Дай вам Бог больше прожить,
Да побольше нажить:
Вшей и мышей,
Да тараканов из ушей.


А за хорошее подаяние в наших краях благодарили так:


Спасибо вам, хозяева,
На хорошем подаянии.
Дай вам Бог больше прожить,
Да побольше нажить:
И ягняток, и теляток,
И жеребяток, и поросяток.


В целом же приход колядующих в дом был добрым знаком для его хозяев, ибо в содержании всех песен-колядок претворены картины сказочно-богатого урожая и обильного приплода скота. Колядующие разграничивались по возрасту: дети, молодежь и пожилые люди ходили отдельно.


Что значит «щедровать»?


Кульминация Святок на Белгородчине – «Щедрый вечер», «Богатый вечер» (13 января), Васильев день – канун старого Нового года. В этот вечер обходили дворы с пением щедровок. Например:


Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.


Для каждого дома щедровки – свои: бездетной паре или пожилым супругам одни, холостому парню или девушке, что на выданье, пелись другие щедровки. Голосили обычно празднично разодетые девушки, а юноши рядились в лохмотья, вывернутые наизнанку полушубки и тулупы, лица размалёвывали сажей.


С особым размахом разворачивались в этот вечер уличные гулянья, игрища, забавы. Молодежь «шутила», «городенья» устраивала. Все, что плохо лежало во дворах, а особенно у ворот, становилось объектом её внимания. «Колодцы закрывали, двери всяким хламом заваливали, ворота «примораживали», сани со двора увозили, дрова в снег тыкали», – воспоминает Корнеев И.Д., 1930 г.р., из села Доброе Грайворонского района.


В статье использованы материалы из следующих источников:


Жиров М.С., Жирова О.Я. Зимние святки на Белгородчине: опыт фольклорно-этнографических исследований // Наука. Искусство. Культура - Выпуск 1 (9). – С.50-62. - 2016.


Коренева А.В. Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века // Научные ведомости - № 8 (39) - Выпуск 4 - С.114-120. -2007.
oskol.city



Moder
Автор Moder
14.01.2018 12:59:44
3
1
0
233
А-рЪ RAV
А-рЪ RAV 14.01.2018 13:31:59
!!! Без луковства, всему Благочестивому Мирянству счастливой Рождественско-Святочно-Крещенской поры "От Звезды, до Воды" !!!
                                                      {#emotions_dlg.give_rose}
Выделить Показать
0
0
0
А-рЪ RAV
А-рЪ RAV 14.01.2018 13:42:49
На Белгородчине зимние Святки
{#emotions_dlg.bye}  это не только следование учению Христа, но и самозабвенная вера в добрый  капитализм РФ 
Выделить Показать
0
0
0
А-рЪ RAV
А-рЪ RAV 14.01.2018 20:50:08
653ef26c-50f2-44e4-b3e7-7ee5272f4300.jpg
Выделить Показать
0
0
0
Комментировать публикацию
Мы в соцсетях
0

Монумент у братской могилы, где захоронены 773 погибших воина (537 их которых...

2

Памятник основателям Старого Оскола

0

Старооскольский ЗАГС

0

Старооскольский театр для детей и молодежи

9

Ночной охотник