ПОЧТОВО-РЕКЛАМНЫЕ МАРКИ.

Среди отечественных знаков почтовой оплаты есть один вид, совершенно неизвестный молодым филателистам. Это оригинально оформленные почтово-рекламные марки, выпускавшиеся в 1923-1929 гг.
Закончилась гражданская война. Развернулось восстановление народного хозяйства. Введена новая экономическая политика (НЭП). В стране появились частные предприниматели и торговцы. Их называли тогда «нэпманами». Они за свой счет восстанавливали мелкие и средние промышленные предприятия, открывали магазины. В народном хозяйстве молодой советской страны - как в экономике, так и в торговле - образовалось два сектора: социалистический и частнокапиталистический. Между ними развернулась оживленная конкуренция, борьба за рынок, за покупателя. В политической жизни СССР во весь рост встал острый вопрос, кратко сформулированный В.И. Лениным: «Кто - кого»?
Конкуренции всегда сопутствует оживленная реклама. В ней немалую роль сыграла и почтовая марка. В те годы она активно пропагандировала продукцию государственных предприятий. Появились первые почтово-рекламные марки, пользовавшиеся огромной популярностью. Всего их было выпущено более пятидесяти.
Рекламно-почтовые марки выпускались агентством «Связь», подчиненным Наркомпочтелю. Они представляли собой яркие, красочные этикетки размером, обычно, 4х5 сантиметров. На этикетке изображалась рекламируемая продукция (папиросные коробки, посуда, промышленные изделия), печаталось название и адрес государственной организации, которая ее производила. В нижнем углу или в центре нижней части этикетки оставлялось свободное место, обведенное тонкой рамочкой, для наклейки стандартной почтовой марки. Рекламные этикетки, перфорированные как марки, выпускались тиражом от 10 до 300 тыс. экземпляров каждая.
Рекламные этикетки наклеивались на конверты, а на них дополнительно наклеивалась почтовая марка нужного достоинства. Марка и этикетка гасились одним почтовым штемпелем. Для коллекционеров представляют особый интерес погашенные рекламно-почтовые марки, а особенно - цельные письма, франкированные ими. Поэтому ни в коем случае не следует отмывать марку от этикетки или почтово-рекламную марку от конверта.
Почтово-рекламные марки широко распространены за границей. В Бельгии, например, они выпускаются в виде марки с купоном, на котором печатается рекламный текст, в Испании и Португалии рекламный текст иногда печатается на... оборотной стороне марки.
#коллекционирование

Комментировать публикацию

Популярные посты