• Главная -
  • Образ Катерины из пьесы Островского "Гроза" в критике...

Образ Катерины из пьесы Островского "Гроза" в критике Добролюбова.

День добрый.
Решил сделать своеобразную пробу пера в блогинге. Я пишу эти строки в автобусе "Москва - Старый Оскол", а за моей спиной бурно обсуждают всякую фигню два алкаша - мужчина и женщина - и мешают спать. Единственная защита от их бубнежа - наушники, из которых льется хорошая музыка ("Мегаполис" - отличная группа). А в голове бродят всякие-разные мысли.
Одна из таких мыслей связана со школьными годами. В частности с уроками литературы. Помните ли вы свои занятия по литературе? Кто-то тащился от этого предмета, кто-то его тихо ненавидел. Но было там одно явление, которое, по-моему, тихо ненавидели практически все - сочинение.
Для меня эти сочинения были одной сплошной мукой. С трудом получалось, склонившись над тетрадью, выжимать на бумагу мысли по поводу того, почему тот или иной персонаж ведет себя так, а не иначе. Хотелось написать одной фразой "да хрен его знает", но нельзя. Тема, видите ли, будет нераскрыта. И приходилось заполнять свои опусы буквально кубометрами воды, чтобы заполнить минимальный объем. Я завидовал тем своим однокласникам, которые без малейших усилий (ну, мне так казалось) могли накатать стену текста по теме сочинения.
Потом я вырос, закончил школу, потом вуз. Столкнулся с бумагами, в которых объем воды измерялся уже кубическими километрами. Писать эти "нетленки" было все также тяжело. Но уже тогда я начал про себя благодарить учителей литературы за то, что сочинениями готовили нас к таким трудностям.
Но все поменялось однажды при разговоре с моей бывшей (МБ)о "Войне и мире". Сразу сделаю оговорку: великий труд графа Толстого я так и не смог осилить. Ну скучно мне его читать, хоть убейте. Однако речь не об этом. МБ указала на один интересный момент, который на уроках литературы не упоминают. В конце романа рассказывается о дальнейшей судьбе героев, в частности о судьбе Элен Курагиной. Напомню, что она в итоге умерла при странных обстоятельствах. Так вот, по мнению МБ Лев Николаевич недвусмысленно давал понять, что Элен погибла в результате... неудачного аборта. Согласитесь, неожиданный поворот.
Дальше - больше. Разбор жизни Элен показывает, что она является, может быть, одним из самых трагичных персонажей всего романа. Выдана замуж за нелюбимого человека, который, скорее всего ей изменял. Не могла быть со своим любимым. В конце концов умерла молодой. При этом рассматривается как скорее отрицательный персонаж.
И у меня возник вопрос: почему нам об этом не рассказывали? Но вскоре он трансформировался в другой вопрос: почему этого никто из школьников не заметил? Тем более в том возрасте уже эти вещи современным детям известны. И более-менее внимательный ученик мог бы это заметить и написать в сочинении... Так, стоп! Но в сочинениях же пишут о других вещах. Или нет?
И тут для меня стало очевидным, что про такие вещи никто в сочинении не напишет, потому что сочинения пишут не для этого. Их пишут для галочки, для отчетности, для заполнения учебного плана - для всего, чего угодно, только не для выражения своих мыслей.
Полагаю, что тот, кто ставил сочинения в школьную программу, преследовал как раз благородные цели. Мол, школьник будет думать над произведением и учиться излагать свои мысли на бумаге. Но увы, благими наерениями дорога в сами-знаете-куда выстлана. Сочинение из творческой работы превратилось в обязаловку с ограниченным набором рассматриваемых вопросов. Творчество оттуда ушло.
Конечно, есть преподаватели, которые плюют на всякие регламенты и дают полную свободу своим ученикам в самовыражении. И тогда получаются не сочинения, а маленькие произведения искусства. Все-таки не всем дано грамотно и интересно рассказывать о своих мыслях и догадках. Но в большинстве своем, сочинения - не творческое задание, а некая каторга.
Есть байка, что у внучки писателя Льва Катаева была подруга, которой задали писать сочинение как раз по повести самого Катаева. И в частности там требовалось раскрыть авторский замысел. Девочка черз ту самю внучку встретилась с писателем и устроила ему своеобразное интервью. А потом ответы Катаева включила в свое сочинение. Результат - двойка, так как "автор думал совсем по другому". Эта история может быть и выдумкой, но она хорошо отражает то, чем сейчас являются школьные сочинения. Они навязывают ребенку определенную парадигму, в которой малейшее отклонение от устоявшегося мнения недопустимо.
Единственный способ переломить такую ситуацию - убрать вообще из сочнений заранее заданные вопросы. Только свободная форма, только хардкор. Оценивать сочинения стоит только по грамотности. Но при этом стоит разбирать сочинения на уроках, обращая внимание на явные ошибки и спорные вопросы.
Ну и родители в свою очередь должны поработать вместе с детьми. Не кричать, не ругать, а ставить вопросы и вместе искать на них ответ. Такая командная работа полезна как для ребенка, так и для его мамы и папы, которые вероятно смогут взглянуть по новому на то произведение, которое они давно уже изучали в школе.
Алкаши сзади все-таки отрубились. Наверно стоит и мне стоит поспать. На сегодня хватит свои мысли изливать.

P. S. Считайте это все ненаписанным в школе сочинением.

P. P. S. Ах да, заголовок... Катерина из "Грозы" - не "луч света в темном царстве", а безвольная дура.
Lim0n
Автор Lim0n
03.11.2016 18:42:43
7
12
0
194
Какой-нибудь Суслик
Да нормально Вас научили сочинения писать - вон сколько накатали. Сочинения нужны. Они развивают мышление. Да, в определенных, установленных рамках, но развивают. Да здравствует советское образование! Это было самое лучшее образование в мире..
Выделить Показать
0
3
0
Admin
Admin 04.11.2016 21:23:14
А мне нравилось писать сочинения!) Была, правда, "проблема чистого листа" (но она и сейчас есть). Очень многое зависит от учителя. Нам давали кучу тем на выбор, и зачастую, среди них были такие, что можно было покреативить (и выпендриться)). В общем, это было реально творческой задачей, а не "для галочки".
Выделить Показать
2
5
0
40 кошек
40 кошек 04.11.2016 21:33:49
Я тоже любила писать сочинения. И "Войну и мир" прочитала без проблем. Ну я ж зануда! А вот Достевского мучила-мучила... Не мое это. И советская литература скучная была.
Выделить Показать
0
4
0
Lim0n
Lim0n 05.11.2016 12:25:29
Вам можно позавидовать. Вам отличный учитель попался, который к "выпендрежу" нормально относился.
Выделить Показать
1
2
0
Admin
Admin 05.11.2016 12:37:17
Не, не нормально. С восхищением она относилась к любому проявлению творчества *выполненном на должном уровне*!)
Выделить Показать
1
1
0
Lim0n
Lim0n 05.11.2016 17:28:07
В моем представлении это должно быть нормой
Выделить Показать
0
1
0
Mrs. Smith
Mrs. Smith 05.11.2016 1:15:45
Про Катерину -полностью с вами согласна. Пишете вы интересно и хорошо, с удовольствием почитала! А я школе, помню, мучилась с Маяковским. Мне совершенно не нравился он как поэт со своими нерифмованными стихами, а прозу его (Я сам) прочитала на одном дыхании.
Выделить Показать
0
3
0
Комментировать публикацию
Мы в соцсетях
1

Дом, на Большой Пушкарской стороне. Сохраняйте, то немногое, что ещё осталось...

4

Арочные ворота Царских времён, из красного кирпича. Цените то, что веет...

0

Пиццерия "Айсберг" город Старый Оскол

0

Кафе "Башня" город Старый Оскол

0

микрорайон Парковый город Старый Оскол