Кимерийцы

В перечне народов, хозяйничавших в наших краях, кимерийцы названы первыми, но это вовсе не означает, что до них Белгородчина была пустынной. О кимерийцах исторических данных встретилось очень мало, хотя много различных легенд и преданий. Что же это за загадочный народ?


Киммерийцы хозяйничали в наших краях около 400 лет – с XI по VI век до нашей эры. Чего "набрались" от них наши предки? И "набрались" ли вообще чего-то? Если да, то осталось ли это что-то в джентльменском наборе наших современников?


Киммерийцы – первый из восточноевропейских народов, который благодаря Гомеру стал нам известен по имени. В "Одиссее" поэт помещает их где-то на крайнем севере.  Геродот уточняет: жили киммерийцы не только на севере, но и у Понта Эвксинского.


А, по мнению современных историков, они занимали всю территорию нынешней Украины – от Карпат до Донеца. Прибыли эти племена, якобы, из Ирана. На древнеиранском языке слово "киммерийцы" означает "подвижный отряд кочевого населения". 



             Киммерийцы – первый «народ» (каста, сословие) на территории современной Украины и России, настоящее имя которого дошло до нашего времени. Точнее, это имя военного сообщества, объединения войсковых товариществ. Их появление совпало с началом железного века и они к IX веку до н.э. заложили основы системы военной демократии. С помощью которой овладели Таманью и Крымом, со временем - всем Северным Причерноморьем. Вот тогда о них узнали правители и народы Малой Азии и Закавказья.



       Древнейшие сведения о киммерийцах сохранили легенды. Их земель будто бы достиг Одиссей, который отправился в плавание с острова Эя. По сведениям Гомера, это – отдаленная земля, расположенная где-то вблизи крайних пределов океана, рядом с входом в потустороннее царство Аида: «Закатилось солнце, и укрылись тьмою все пути, а корабль наш достиг пределов океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и облаками; никогда яркое солнце не озаряет их своими лучами…».
       Геродот писал, что киммерийцы пришли с Азии.


 Киммерийцы - воины.
       Все письменные упоминания о киммерийцах связанны с их военными походами.
       Войско киммерийцев состояло из подвижных отрядов всадников.
       Как свидетельствуют археологические находки, киммерийцы для своего времени были непревзойденными мастерами военного снаряжения. 



       Главным оружием киммерийских воинов был мощный дальнобойный лук. В ближнем бою они применяли железные мечи длиной больше метра.
       О совершенстве конского снаряжения киммерийцев свидетельствует тот факт, что его позаимствовали тогдашние народы.



       Для истории народов, которые жили на землях Украины в давние времена, это обстоятельство важна тем, что именно киммерийцы были первыми, кто из жителей Степи научился производить железо; вот почему с ними связано начало железного века на наших степных просторах.


Основное «времяпрепровождение» этого "подвижного отряда" – разбой. Киммерийцы – ярко выраженный агрессивный этнос. Они, не задумываясь, шли в бой с превосходящим по численности противником, разбивали его и грабили поселения. В борьбе с ними потерпели поражение Фригия, Лидия, Вифиния; их набегам долгое время подвергались греческие города Малой Азии.


В 714 г. до н.э. киммерийцы обнаглели окончательно – вторглись в Урарту, мощнейшее, сравнимое с Римом в период его расцвета, государство Передней Азии, владевшее Северной Месопотамией, Сирией, Закавказьем, нынешними турецкими и иранскими территориями. Против киммерийцев со всей Азии были собраны войска. Однако они нанесли всей этой объединённой мощи сокрушительное поражение.


За счёт чего киммерийцы одерживали победы? Можно предположить, не в последнюю очередь за счёт своего менталитета. В то время как военное искусство их ближних и дальних соседей базировалось на выучке, иерархии и дисциплине, ментальность киммерийцев отличалась анархизмом, наглостью, "беспределом".


            Киммерийские воины – холерики, психопаты, вели себя настолько дерзко, бесцеремонно и непредсказуемо, что ставили в тупик даже самых отъявленных хамов. Они побеждали за счёт необычной для своего времени тактики, основу которой составляла подвижность. У них не было пехоты – их войска состояли исключительно из конных отрядов лучников.

Такое войско было необычайно маневренно. А стрелковое оружие отличалось небывалой дальнобойностью и пробивной силой – их стрелы держали противника на расстоянии. Стрельба велась на скаку, причём не через голову коней, а в обратную сторону.

Это – фирменный стиль киммерийцев: кони, летящие от опасности, не нуждались в поводьях и могли управляться лишь ногами всадников – отряд вихрем проносился мимо противника, а ливень стрел косил врага наповал.


            Вот почему громоздкие, хорошо экипированные войска никак не могли с ними совладать. Эту тактику у киммерийцев переняли скифы, которые и вытеснили их.


Часть киммерийских племён стала наёмниками своих бывших врагов, часть откочевала в лесостепные районы, ассимилировалась с оседлым земледельческим населением и стала одним из звеньев формирования славян. 


Их тактика боя перешла в арсенал последующих поколений жителей этих территорий, не только скифов, но и славян – венедов, склавинов, антов. И, в какой-то степени, запорожских казаков, набеги которых всегда отличались быстротой, дерзостью, "беспределом". Именно этот стиль ведения войны взял на вооружение бесстрашный "неуловимый мститель" – Нестор Махно.


Племена киммерийцев, по-видимому, были весьма могущественным этносом, упоминания о котором имеются в Библии [Бытие: Х, 2]. В своём произведении «Илиада» Гомер упоминал о киммерийцах как о «славных кобылодоильцах, молокоедах убогих, справедливейших из всех людей» [Гомер. Илиада: XIII , 1 – 6]. Можно предположить, что кельты и скифы - это результат дифференциации этноса киммерийцев. Следовательно, языки кельтов и скифов были сходными в самом начале, но затем разошлись и стали мало похожи друг на друга.


Памятники срубной археологической культуры, обнаруженные на территории Змиевщины на Украине, относят к периоду со 2-ой половины ІІ-го – и до начала І-го тысячелетия до н. э. Племена срубной культуры заселяли не всю, а только Левобережную Украину. Срубная культура охватывала всё Нижнее и Среднее Поволжье, причерноморские степи вплоть до Днепра, а южнее – до современной Одессы, занимая также лесостепную зону до границ бассейна Оки.


Впервые срубная культура была выделена В. А. Городцовым в начале XX века в результате раскопок на Северском Донце. Этническая принадлежность племён срубной культуры определяется как индо-иранская (они были индоевропейцами). Племена данной культуры входили, по-видимому, в киммерийский племенной союз.

Одна из групп срубных племён осела в районе Северского Донца, где отмечается наибольшее скопление ранних поселений, а часть пришлых племён по Северскому Донцу и его притокам поднялась к северу и осела в районе нынешнего Харькова. Другая группа продвинулась на Орел и Самару, подойдя вплотную к Северскому Донцу.


Племена срубной культуры вынуждены были вступить в контакт с местным населением, прежде всего с племенами культуры многоваликовой керамики . В результате смешения этих двух культур и возникла та культура, которая известна на Змиевщине.


Есть еще одна версия. Нередко в древних письменных источниках, местность, где жили киммерийцы называют «Киммирь». Лингвисты сейчас начали изучать вероятность того, что «Сибирь» является видоизмененной за три столетия названия местности «Киммирь»


Тотемом киммерийцев был змей, либо змея. Но этот тотем был характерен для всех вообще индоариев, что можно наблюдать даже в теперешней Индии по характерному обожествлению змеи.

Священные змеи-наги поныне пользуются там неслыханным почётом и уважением, являются объектом религиозного поклонения. Широко известны индийские факиры -- заклинатели змей. И киммерийцев древние авторы мифов
изображают как людей со змеями вместо ног -- змееногов.

Наследники древних индоарийских традиций священной Змеи, потомки киммерийцев, савроматов и белояров, удмурты и казанские булгары ("татары") и поныне (как и ряд других народов) имеют в женском национальном костюме характерный элемент - мониста, ожерелья, собранные из монет подобно змеиной чешуе. Танцующая в традиционном одеянии женщина в такой чешуе и в самом деле похожа на узкую гибкую змею, извивающуюся перед мужчиной-музыкантом, как кобра перед индийским факиром.


Киммерийцы хоронили своих покойников во впускных или подкурганных захоронениях со скорченным или вытянутым на боку трупоположением.

В качестве погребального инвентаря клали в могилы отлитые из бронзы или вырезанные из кости украшения, предметы конской упряжи, бронзовое или железное оружие. Спиралевидный орнамент костяных лунниц указывает на распространение солярных мотивов в религии киммерийцев. Киммерийцы относятся, по всей видимости, к известной археологам доскифской срубной культуре. Эта культура характерна особым погребальным ритуалом, когда в могиле складывали бревенчатый сруб.


Известны имена предводителей киммерийцев: цари Теушпа, Лигдамид (Тугдамме), Шандакшатру (Шанда -- может означать "синд, синдский, индийский"; а кшатрий, кшатар -- на санскрите, языке индоариев-синдов, значит "воин"). Затем киммерийцы вступили в союз с урартами и совместно с ними воевали против скифов.

Скифы разгромили киммерийцев и подвергли Урарту ещё одному разорению.

Дальше киммерийцы прошли через Малую Азию, воюя (царь Лидии Гигес пал в битве с киммерийцами около 654 года до Р. Х.), либо вступая в союзы. Затем, преодолев Проливы, они попали на Балканы. Поднявшись по течению Дуная (Истра), киммерийцы достигли Галлии и даже перебрались на Британские острова. Их имя сохранилось в этнониме одного из кельтских племён Уэльса в Британии: кимры.


Второй поток киммерийцев подался из Северного Причерноморья на запад, и после долгих скитаний рассеялся в прибалтийском регионе. Корень этого азиатского народа сохранился на территории нынешней Дании: на севере Ютландии жил народ кимвров (кимров), принадлежавший к общности северных иллирийцев.


Нашествия этих кимвров (в союзе с тевтонами) потрясли основы Римской державы...  


В древнейших пластах русской мифологии от киммерийцев остался образ Змея Черноморского, или Горыныча (гор-хор-гар) -- по тотему всех индоариев. Существует город Кимры -- в Калининской области, около Дубны. В мифах древней Эллады запечатлены ужасные сражения богов-олимпийцев (предков авторов сказаний) со змееногими гигантами ("война богов с гигантами").

Этот мифический сюжет является, видимо, памятью о тех далёких временах, когда происходила смена культурных стереотипов у предков античных греков, и о борьбе с индоарийцами-пеласгами в Эгеиде.

Вот какой образ сложился у меня после изучения разных источников.

Алпей

Специально для читателейВ Осколе

Алпей
Автор Алпей
24.09.2017 15:35:29
0
3
0
228
Комментировать публикацию
Мы в соцсетях
0

Монумент у братской могилы, где захоронены 773 погибших воина (537 их которых...

2

Памятник основателям Старого Оскола

0

Старооскольский ЗАГС

0

Старооскольский театр для детей и молодежи

8

Ночной охотник