• Главная -
  • Как Соловей стал разбойником? Часть четвертая.
Как Соловей стал разбойником? Часть четвертая.

 Почему же княжеские дружины так старательно огибали владения вятичей?


 Вряд ли причиной были только труднопроходимые дебри и болота. Ведь для купеческих караванов земля вятичей и в те годы была «проницаема». Через нее уже с IX в. проходил торговый путь, связывавший Киев с Волжским Булгаром. Поднявшись вверх по Десне, купцы волоком переправляли груз с верховья Оки, а по ней попадали в Волгу. Но то, что удавалось мирным торговцам, очень нелегко было осуществить людям, приходившим сюда с другими намерениями...


Исследователи давно обратили внимание на красноречивую фразу в «поручении» Владимира Мономаха. Перечень своих походов он начинает так: «Первое, к Ростову идох, сквозе вятичи, посла мя отецъ...» (князь был в ту пору еще отроком). Слова «сквозь вятичи» — не просто уточнение маршрута; Мономах и на склоне лет был горд тем, что к Ростову он тогда шел не окольным, а прямым путем.


Действительно, вятичи дольше и упорнее других восточнославянских пле­мен сохраняли свою обособленность, сопротивляясь властным притязаниям ки­евских князей,


 В 966 г. князь Святослав, как сообщает летопись, «вятичи побе­ди... и дань на них възложи». Но зависимость от Киева вятичи терпели недолго. В 991 г. сыну Святослава Владимиру опять пришлось облагать их данью с помо­щью вооруженной силы. Уже через год вятичи восстали («заратишася»). Владимир Святославич снова отправился в поход против них, снова их победил — но и эта победа не была окончательной. Еще два раза («по две зимы») довелось воевать с вятичами Владимиру Мономаху.


По-видимому, именно ему принадлежит большая, если не решающая, заслу­га в том, что сопротивление вятичей было в конце концов сломлено и их земля стала «проходимой». Как считает археолог Т.Н. Никольская, благодаря походам Мономаха была проложена дорога из Киева в Ростов, шедшая через Карачев, Москву и другие поселения вятичей. Вскоре появилась и дорога в северо-восточ­ном направлении, почти совпадающая с былинным маршрутом Ильи Муромца.
Все подталкивает к мысли, что в сюжете о первом подвиге Ильи Муромца отразилась борьба за прокладывание этой дороги. Таким образом, молодые годы Ильи пришлись бы на середину XII в.


Верны эти сведения или нет, но по другим источникам можно заключить, что слава об Илье Муромце, устные произведения о нем стали широко распро­страняться именно в XII в. Получается, застава Соловья символизировала собой непокорное племя вятичей?


В свете приведенных фактов эта трактовка очевидна, и ее уверенно предлагали еще ученые XIX в. Дополнительным аргу­ментом в ее пользу является известное сходство образа жизни Соловья-разбой- пика с бытом вятичей.


Ясно, что гипотеза о Соловье-вятиче предполагает отход от тривиального понимания этого персонажа как разбойничьего атамана. Оправдано ли это?


Г. Пясецкий и В. Никольский в «Исторических очерках города Карачева» при­водили следующий довод: «Победа над простым атаманом шайки не подняла бы так Ильи Муромца в глазах могучих богатырей князя Владимира и не снискала бы ему столько почета и удивления в первопрестольном Киеве.


Другое дело, когда Илье Муромцу удалось доставить пленником на великокняжеский двор племенного князя вятичей, обладавшего недоступным лесами! Тогда вполне понятными становятся заслуги богатыря и восторги киевского князя, пожелав­шего потешится над униженным соперником своего могущества». Соображе­ния, в общем-то, разумные; однако следует учесть, что «мера вещей» в эпосе не всегда совпадает с реально-исторической, а Соловей-разбойник как раз и на­делен эпической, немыслимой для реального человека мощью.


Куда более существенно в данном случае другое обстоятельство, также от­меченное исследователями. Дело в том, что типичных для разбойника действий Соловей не совершает.


Говоря словами академика Б.А. Рыбакова, «Соловей — не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих торговых караванов, наоборот, он — жестокий и неразумный домосед, владелец земли, не позволяющий ездить через его леса». Специфичность поведения Соловья-разбойника ярче всего проступает на фоне другого былинного сюжета — о встрече Ильи Муромца с шайкой разбойников-станичников, которые, как и положено «настоящим» разбойникам, хотели его ограбить, но получили надле­жащий отпор.


Деятельность Соловья являлась разбоем скорее в общегосудар­ственном, нежели криминальном смысле, так что искать в ней отголоски поли­тических баталий Древней Руси вполне оправданно.


В конце XIX в. В.Ф. Миллер, будущий академик, обратил внимание на деталь, мимо которой проходили ученые как до, так и после него. Курьезно, но и сам Миллер, увлекшись позднее изучением исторической основы былин, в том числе и былины о Соловье-разбойнике, к своему наблюдению уже не воз­вращался. А жаль. Оно способно стать тем кончиком нити, потянув за который, можно постепенно распутать если и не весь клубок загадок образа Соловья, то, во всяком случае, его немалую часть.

Источник информации: книга «100 великих загадок истории»


 


Алпей

Для читателей

В Осколе

Алпей
Автор Алпей
16.03.2018 13:51:10
0
1
0
247
Комментировать публикацию
Мы в соцсетях
0

Пиццерия "Айсберг" город Старый Оскол

0

Кафе "Башня" город Старый Оскол

0

микрорайон Парковый город Старый Оскол

0

Улица Ленина город Старый Оскол

0

Гостиница "Русь" в городе Старый Оскол